28.02.2007 Педагогический совет «Разностороннее развитие личностина основе индивидуального и дифференцированного подхода»

Творческая группа /руководитель Паринова И.В. Состав: Ильинова Е.К, Блажко Е.Л./

Вопросы для рассмотрения:

  • Одаренный ребёнок – что мы вкладываем в это понятие?
  • Каким интересам должен отвечать учитель, работающий с детьми с высокой познавательной мотивацией?
  • Какими правилами вы руководствоваться в работе с одаренными детьми?
  • Психолого - педагогическая поддержка одарённых детей.

Паринова И.В., длительное время занимается работой с одаренными и способными детьми, она ознакомила коллег с понятием что есть «одарённый ребёнок».

Умственные способности детей распределяются не равномерно. Больше всего средне одарённых, меньше сверх одарённых и малоодарённых, совсем немного талантливых или отстающих в развитии. Так какие дети считаются одарёнными? Одарённость - своеобразное сочетание способностей у человека в своём взаимодействии приводящих к высоким достижениям в одной или нескольких сферах:

  • Интеллектуальной (острое мышление, наблюдательность, отличная память, умение хорошо излагать свои мысли, исключительные способности в решении задач)
  • Академических достижений (математические способности, отличная память, большой интерес к чтению и естественно - научным опытам и экспериментам).
  • Творческого и продуктивного мышления (любознателен, изобретателен, творчески одарён, делает всё по своему, с головой уходит в своё занятие)
  • Сфера художественной деятельности (проводит много времени за рисованием, лепкой их работы оригинальны и индивидуальны, к своим занятиям относятся очень серьёзно)
  • Двигательная сфера (исключительная физическая сила, большие достижения в спорте).
  • Общение и лидерство (имеет тенденции руководить играми или другими занятиями, проявляет инициативу, принимает на себя ответственность, выходящие за рамки его возраста, среди посторонних держится уверенно, легко приспосабливается к новым ситуациям).

В целом одарённые дети обладают преимуществами почти во всех параметрах развития. Интеллект – главный показатель одарённости.

Говоря об обычных образовательных школах мы скорее имеем в виду не высокий уровень одарённости, а высокий уровень способностей детей в той или иной сферах деятельности. Приходя в школу, такой ребёнок должен иметь возможность общаться с себе равными. Такие дети часто посещают различные учреждения дополнительного образования, кружки, секции, где находят детей своего круга интересов. Если это не происходит, то это приводит к переходу в другое учебное учреждение.

Признаки одарённости проявляются в самом раннем детстве, такие дети сызмальства поражают своих родителей талантами. Семья способна развить или уничтожить творческий потанциал ребёнка. Из семьи дети приходят в школу и учитель, работающий в классе, должен обладать способностью распознавать признаки одарённости или повышенных способностей в той или иной сферах. Учитель должен поощрять целеустремлённость своих учеников, должен помнить, что такие дети более требовательны, задают больше вопросов, к таким ученикам требуется индивидуальный подход. Учитель должен предложить им такие виды деятельности, которые отвечали бы их запросам и способностям, чтобы ребёнку не было скучно.

В большинстве случаев, когда способные дети учатся ниже своих возможностей, это происходит в результате или плохого преподавания (некоторые учителя испытывают чувства близкие к враждебности к таким детям), негативного отношения учителя, или коллектива «средних», или неадекватных учебных программ, составленных без учёта особенностей одарённых детей.