24.02.10. Педагогический совет «Информационная культура школьников: проблемы и поиски решений».

Вопрос 4. «Методы, основанные на принципах исследовательского развивающего обучения». /вопрос готовили: руководитель группы – Паринова И.В. члены группы Ковальчук О.В., Кузнецова И.В./

Паринова И. В. ознакомила коллег с основными принципами проектно – исследовательской технологии.

«Метод проектов – педагогическая технология ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых (порой путём самообразования)»

Самый сложный момент при введении в учебный процесс исследовательских проектов – организация этой деятельности, особенно подготовительный этап (планирование, подбор тем, дифференциация их по сложности). Учащиеся должны иметь возможность выбора тем и организационную форму его выполнения (индивидуальную или групповую). Эффективна подготовка небольших методических рекомендаций с указанием дополнительной литературы для самообразования. Иногда возможно выделить алгоритм проектирования или другое поэтапное разделение деятельности. Самое сложное для учителя – это роль независимого консультанта. Важно ответить на вопросы учащихся, возникающие в процессе работы и удерживаться от подсказок. При взаимодействии учителя и учащихся, педагог на всех этапах работы над проектом выступает в роли консультанта и помощника, а акцент обучения делается не на содержание учения, а на процесс применения имеющихся знаний. Учащиеся становятся активными участниками процесса, у них вырабатывается свой собственный аналитический взгляд на информацию и уже не действует оценочная схема «это верно, а это не верно». Школьники свободны в выборе способов и видов деятельности. Самое интересное, что даже неудачно выполненный проект имеет положительное педагогическое значение. На этапе самоанализа и защиты проекта, анализ объективных и субъективных причин неудач, понимание ошибок создаёт мотивацию к повторной деятельности. Это позволяет сформировать адекватную оценку окружающего мира и себя в этом мире.

На технологии метод проектов я применяю достаточно давно. Учащиеся изготавливают как индивидуальные, так и групповые проекты. Специфика предмета «технология» такова, что учащиеся выполняют практическую часть проекта, и проводят определённую исследовательскую работу по этому проекту, оформляя её в письменном виде в папках. Большая часть проектов носит индивидуальный характер, увлекаясь каким либо видом рукоделия типа вышивки, бисероплетение, вязания и т.п. дети выбирают изделие, изготавливают его и проведя исследовательскую работу, оформляют описательную часть. Групповых проектов гораздо меньше, но они достаточно интересны. Работает небольшой коллектив и в процессе их совместной деятельности появляется совместный продукт. Ребята приобретают бесценный опыт работы в коллективе, умения брать ответственность на себя или разделение ответственности, анализировать результаты совместной деятельности. И ещё очень важная составляющая такой работы ощущать себя членом команды – подчинять свой темперамент, характер, время интересам общего дела. Групповые проекты, над которыми работали мои девчонки, были довольно интересны и запоминающиеся. Проект «Новогодний бал» для параллели младших школьников. Проекты «Рождественские посиделки», «Масленица», «День святого Валентина».

Пример индивидуального проекта, выполненного Жуковой Лизой, с которым она принимала участие в районной и областной олимпиадах.