31 марта 2009 год. Педагогический совет - «Методическое обеспечение современного урока». Паринова И.В. на практике применила новую методику диагностики направленности мотивации изучения предмета, которое может использоваться в образовательном процессе и служить основой повышения эффективности в обучении.

Цель методики – выявление направленности и уровня развития внутренней мотивации учебной деятельности учащихся при изучении ими конкретных предметов.

Общая характеристика методики. Методика состоит из 20 суждений и предложенных вариантов ответа. Ответы в виде + и – записываются либо на специальном бланке, либо на простом листе бум аги напротив порядкового номера суждения. Обработка проводиться в соответствии с ключом. Методика может применяться в работе со всеми категориями обучающихся, способными к самоанализу и самоотчёту, начиная примерно с 12- летнего возраста.

Инструкция.Вам предлагается принять участие в исследовании, направленном на повышение эффективности обучения. Почитайте каждое высказывание и выразите своё отношение к изучаемому предмету, проставив напротив номера высказывания свой ответ, используя для этого следующие обозначения:

  • верно - (++)
  • пожалуй, верно - (+)
  • пожалуй, неверно - (-)
  • неверно - (--)

Помните, что качество наших рекомендаций будет зависеть от искренности и точности Ваших ответов.

Вопросы:

  1. Изучение данного предмета даст мне возможность узнать много важного для себя, проявить свои способности.
  2. Изучаемый предмет мне интересен, и я хочу знать по данному предмету как можно больше.
  3. В изучении данного предмета мне достаточно тех знаний, которые я получаю на занятиях.
  4. Учебные задания по данному предмету мне неинтересны, я их выполняю, потому что этого требует учитель.
  5. Трудности, возникающие при изучении данного предмета, делают его для меня ещё более увлекательным.
  6. При изучении данного предмета кроме учебников и рекомендованной литературы самостоятельно читаю дополнительную литературу.
  7. Считаю, что трудные теоретические вопросы по данному предмету можно было бы не изучать.
  8. Если что-то не получается по данному предмету, стараюсь разобраться и дойти до сути.
  9. На занятиях по данному предмету у меня часто бывает такое состояние, когда совсем не хочется учиться
  10. Активно работаю и выполняю задания только под контролем учителя.
  11. Материал, изучаемый по данному предмету, с интересом обсуждаю в свободное время (на перемене, дома) со своими одноклассниками и друзьями.
  12. По возможности стараюсь списать у товарищей или прошу кого-то выполнить задания за меня.
  13. Считаю, что задания по данному предмету являются ценными и по возможности нужно знать по данному предмету как можно больше.
  14. Оценка по данному предмету для меня важнее, чем знания.
  15. Если я плохо подготовлен к уроку, то особо не расстраиваюсь и не переживаю.
  16. Мои интересы и увлечения в свободное время связаны с данным предметом.
  17. Данный предмет даётся мне с трудом, и мне приходиться заставлять себя выполнять учебние задания.
  18. Если по болезни (или другим причинам) я пропускаю уроки по данному предмету, то меня это не расстраивает и не огорчает.
  19. Если бы было можно, то я исключила бы данный предмет из расписания.

Обработка результатов.

Подсчёт показателей опросника производиться в соответствии с ключом, где «ДА» означает положительные ответы (верно, пожалуй верно), а «Нет» - отрицательные (пожалуй неверно, неверно).

КЛЮЧ

ДА - 1,2,5,6,8,11,12,14,17,19.

НЕТ - 3,4,7,9,10,13,15,16,18,20.

За каждое совпадение с ключом начисляется один балл. Чем выше суммарный балл, тем выше показатель внутренней мотивации изучения предмета. При низких суммарных результатах доминирует внешняя мотивация изучения предмета.

Анализ результатов: Полученный в процессе обработки ответов используемого, результат расшифровывается следующим образом:

  • От 0 до 10 баллов - внешняя мотивация
  • От 11 до 20 баллов - внутренняя мотивация

Для определения уровня внутренней мотивации могут также бить использованы следующие нормативные границы:

  • 0-5 баллов - низкий уровень внутренней мотивации
  • 6-14 баллов - средний уровень внутренней мотивации
  • 15-20 баллов - высокий уровень внутренней мотивации.

Анализ применения данной методики в МОУ СОШ №91.

Всего было опрошено 284 учащихся с 5 по 11 классы по 11 учебным предметам. Результаты выведены в форме таблиц.

  • 11 класс 35 учащихся опрошено.
Уровни мотивациирус. язлитерат.математ.физикахимиябиолог.географ.историяобществ.ин.яз.технолог.
Низкий362101613895--
Средний242620171620252017--
Высокий83138322613--
  • 10 класс 14 учащихся опрошено.
Уровни мотивациирус. язлитерат.математ.физикахимиябиолог.географ.историяобществ.ин.яз.технолог.
Низкий111131-124-
Средний78811912131096-
Высокий6552211332-
  • 9 класс 66 учащихся опрошено.
Уровни мотивациирус. язлитерат.математ.физикахимиябиолог.географ.историяобществ.ин.яз.технолог.
Низкий1416512262821171826-
Средний38314135343139373733-
Высокий83138322613--
  • 8 класс 50 учащихся опрошено.
Уровни мотивациирус. язлитерат.математ.физикахимиябиолог.географ.историяобществ.ин.яз.технолог.
Низкий5101110415108814-
Средний38323532393333403830-
Высокий7848727246-
  • 7 класс 34 учащихся опрошено.
Уровни мотивациирус. язлитерат.математ.физикахимиябиолог.географ.историяобществ.ин.яз.технолог.
Низкий-2-3-633-11
Средний26242418-232328-2528
Высокий881013-583-85
  • 6 класс 44 учащихся опрошено.
Уровни мотивациирус. язлитерат.математ.физикахимиябиолог.географ.историяобществ.ин.яз.технолог.
Низкий579--13116-129
Средний363130--292829-3228
Высокий365--259--7
  • 5 класс 41 учащийся опрошен.
Уровни мотивациирус. язлитерат.математ.физикахимиябиолог.географ.историяобществ.ин.яз.технолог.
Низкий211---22-311
Средний243124---1824-2521
Высокий15916---2115-139

Сделав анализ анкетных данных каждый учитель может найти для себя ответы на целый ряд вопросов: например показав высокий уровень мотивации по некоторым предметам в старших классах учащиеся в тоже время дают положительные ответы на такие вопросы как:

  • Мне достаточно того, что делаю на уроках
  • Дополнительной литературы не читаю
  • Если пропускаю уроки, по каким либо причинам то не расстраиваюсь.
  • Если что-то не получается то не расстраиваюсь.

Причиной такого положения может быть и то, что высокая мотивация вызвана необходимостью поступления в ВУЗ.

Таким образом, данная методика может помочь преподавателю в улучшении эффективности его работы, поисках резервов его совершенствования.

Внедрение в практическое использование.

Предложенная методика может использоваться:

1.для выявления причин неуспеваемости учащихся

2.для обеспечения психологического сопровождения учащихся в процессе обучения

3.для исследования эффективности преподавания предмета и поисков резерва для его совершенствования.

4.для выявления категорий учащихся в зависимости от направленности мотивации изучения предмета.